9 хадисов о взаимодействии мужчин и женщин в мечети

25.05.2016 Новости | Радио в прозе Комментариев пока нет

Один из проблематичных моментов, с которым сталкиваются мечети, гдеесть места для женщин, это чрезмерная щепетильность в вопросах обычного общения мужчин и женщин, иногда вплоть до его строгого запрета. И это несмотря на то, что те же мужчины и женщины вне мечети свободно общаются с другими мужчинами и женщинами во всех сферах общественной и профессиональной жизни.

Обращаясь к сунне, мы узнаем, что при жизни Пророка (мир ему и благословение) подобное взаимодействие между мужчинами и женщинами в мечети действительно существовало, это было нормальное общение, касающееся разных дел религиозного и социального характера.

Известно, что сунну иногда нарушали, но это происходило в особых частных случаях и не сопровождалось радикальным пересмотром изначальных правил общения или построения рядов во время намаза или планировки самой мечети.

Приводимые нами хадисы – это лишь некоторые примеры того, как мужчины и женщины вели себя в мечети и общались друг с другом в присутствии Пророка (мир ему и благословение), известные со слов его сподвижников обоих полов. Эти хадисы демонстрируют примеры взаимодействия мужчин и женщин в мечети – они очевидны и не требуют объяснений.

Что гласит сунна
1. Асма (да будет доволен ею Аллах) передает:

«Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся со своего места и обратился к людям с проповедью. Он стал говорить об испытаниях, которым подвергнется в могиле человек, и когда он упомянул об этом, в мечети поднялся крик, и я не смогла разобрать последние слова Посланника Аллаха. А когда все утихли, я спросила мужчину, который был рядом: “Да благословит тебя Аллах, что было последнее, о чем сказал Посланник Аллаха?” мир ему и благословение Аллаха. “Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Мне было открыто, что вы пройдете через испытание в своих могилах, схожее с испытанием Даджаля”».
2. Абд аль-Рахман говорит, что Малик утверждал, ссылаясь на Нафи‘а, что Ибн ‘Умар сказал:

«Они (сподвижники) совершали омовение вместе». «Я спросил: ты имеешь в виду, мужчины и женщины?» — Уточнил Абд аль-Рахман. Он ответил: «Да». Тогда я спросил: «Это было при жизни Пророка, мир ему и благословение?». «Да», — подтвердил он.
3. Джабир (да будет доволен им Аллах) сообщал о следующем случае:

«Обычно во время проповеди Пророк, мир ему и благословение, стоял, облокотившись на ствол пальмы. Одна женщина из числа ансаров сказала: “О, Посланник Аллаха! У меня служит плотник, не приказать ли ему построить тебе минбар?”, на что Пророк, мир ему, согласился. Тогда сделали минбар. А в пятничный день, когда Пророк Мухаммад, мир Ему, сел на этот минбар, пальма, возле которой раньше стоял Пророк Мухаммад, мир ему, закричала подобно ребёнку,а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спустился вниз, взялся за неё и прижался к ней, после чего (эта пальма) принялась стонать, как ребёнок, которого стараются успокоить, (и стонала,) пока не затихла, после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Она плакала, (тоскуя) по (словам) поминания (Аллаха), которые слышала (прежде)».
4. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

«Прекрасны женщины ансаров! Стыдливость никогда не мешала им познавать свою религию!».
5. Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сообщил:

«Однажды Пророк, мир ему и благословение, вошел в мечеть в сопровождении нескольких женщин из числа ансаров, он говорил им: “У кого бы из вас ни умерло трое детей, Аллах обязательно введет ее в Рай”. Услышав это, одна из женщин – самая почтенная среди них – спросила: “О, Посланник Аллаха, это касается женщин, которые потеряли двоих детей?”. На это достопочтенный Пророк ответил: “Да, это распространяется и на женщин, которые потеряли двоих детей”».
6. Джабир ибн Абдуллах (да будет доволен им Аллах) сообщил:

«Я наблюдал за молитвой вместе с Посланником Аллаха в день Ида. Он приступил к молитве перед проповедью без азана и икамата. Затем он встал, опираясь на Биляля, и наказал им остерегаться [зла на пути Аллаха] и призвал [их] подчиняться ему, и проповедовал людям, и увещевал их. Затем он подошел к женщинам и призвал их давать милостыню, так как большинство из них являются топливом для ада. Женщина с темным пятном на щеке встала и задала вопрос: “Почему это так, о, Посланник Аллаха?” Он ответил: “Потому что вы часто ворчите и проявляете неблагодарность к мужьям”. После этих слов женщины стали жертвовать из своих драгоценностей, сережек и колец, которые они бросали в одежды Билялю».
7. Асма бинт Язид (да будет доволен ею Аллах) рассказала:

«Однажды Посланник Аллаха рассказывал нам о Даджале, и одна женщина сказала: “О, Посланник Аллаха, когда я мелю муку для моей семьи, мне так тяжело, что кажется, я испущу последний вздох, прежде чем замешу тесто [т.е., мы настолько слабы перед Даджалем]”. На это Пророк ответил: “Если он придет в то время, когда я буду с вами, то я буду вести с ним спор за вас, если же появится он в то время, когда меня среди вас не будет, тогда каждому придётся вести с ним спор за себя, а Аллах заменит меня в этом для каждого мусульманина”».
8. Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказал:

«Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение) провел молитву, а когда он закончил ее, то повернулся к нам и спросил: «Есть ли среди вас тот, кто приходит к своей жене, запирает дверь, закрывает шторы, а затем выходит [из дома] и рассказывает: “Я делал со своей женой то-то и то-то?”». Люди промолчали. Затем он повернулся к женщинам и спросил: «Есть ли среди вас хоть одна, которая говорит о таких вещах?». Тогда молодая женщина поднялась, чтобы посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) смог видеть ее и слышать то, что она говорит. Женщина сказала: “Да, клянусь Аллахом, мужчины говорят об этом и женщины, тоже об этом говорят”. Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Знаете ли вы, на кого похожи те, кто делает это? Они подобны дьяволу и дьяволице, которые встречаются посреди дороги и удовлетворяют свое желание, в то время как люди смотрят на них».

Женщина-врач в мечети Пророка
Следующий хадис требует пристального внимания, так как он явственно указывает, что мы, мусульмане, сильно уклонились от сунны в том, что касается положения и роли женщины в мечети:

9. Передается от Махмуда ибн Лабида:

«Когда Саад был ранен стрелой в руку, он едва мог двигаться, и его передали женщине по имени Руфайда, которая лечила раненых (в мечети). Когда Пророк проходил мимо, вечером или утром, он каждый раз справлялся о его самочувствии».
Обычай разбивать шатры в мечетях для итикафа и для других общественных нужд остался. Например, из исторических книг известно, что Абдуллах ибн Аз-Зубайр разбил шатер, в котором женщины лечили раненых и кормили голодных.

Женщина победила в споре с Умаром
После смерти Пророка (мир ему и благословение) положение женщин в этом смысле оставалось прежним. История о том, как женщина переубедила халифа Умара в вопросе о размерах махра, хорошо известна.

Однажды праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах) взошел на минбар и сказал:

«Не делайте махр ваших женщин дорогим, ибо если бы это было достоинством (человека) в этой жизни или богобоязненностью перед Всевышним, то Пророк (да будет доволен им Аллах) опередил бы вас в этом. Поэтому я больше не хочу слышать о том, что кто-то заплатил женщине махр больше 400 дирхемов».

В это время с места встала одна женщина-курайшитка и возразила Умару:

«О правитель правоверных! Ты что, желаешь запретить людям давать махр на сумму, превышающую более 400 дирхемов?»

Умар (да будет доволен им Аллах) твердо ответил:

«Да, запрещаю это делать!»

Тогда женщина воскликнула:

«Разве вы не слышали такой аят Корана: «Если вы захотели заменить одну жену другой, и если первой из них выделенный вами махр очень велик, то не удерживайте из этого ничего. Неужели вы станете отбирать что-либо несправедливо и совершая явный грех?» (4:20).

В ответ Умар сказал:

«О Аллах! Прости мои прегрешения. Оказывается, люди гораздо умнее Умара» (в другой версии хадиса говорится: «женщина была права, а мужчина ошибался»).

Источник: About Islam


Добавить комментарий